среда, 23 февраля 2011 г.

Ю. Н. Холопов о музыкальной гармонии


Понятие музыкальной гармонии находится в тесной связи с дру­гими, общекультурными аспектами значения этого термина. Среди важнейших аспектов значения, в первую очередь, следует выделить общефилософское и общеэстетическое.

Выработке философского понятия гармонии предшествовали не­которые мифологические представления. Главнейшие из них — миф о Хаосе и миф о Гармонии.

Древнегреческий поэт Гесиод (VIII-VII вв. до н. э.) в своей поэме «Теогония» описывает происхождение богов и вселенной. Хаос («зияю­щий») — это изначальное, неупорядоченное, бесформенное состояние мирового вещества, зияющая черная бездна, персонифицированная в мифологическое существо, некое мировое чудовище небытия.Проти­воположностью хаосу как бескачественности, неопределенности, бес­связности, распыленности был космос. Термин «космос» (столь попу­лярный в наше время как обозначение внеземного пространства) как антоним хаосу имел комплекс значений, близких гармонии: упорядо­ченность, порядок; устройство; мера; строй; правовой порядок; миро­вой порядок, мироздание; небосвод, а также: украшение, наряд и — в переносном смысле — украшение, краса. Разница между хаосом и космосом — в наличии или отсутствии упорядоченности, слаженно­сти, стройности. Иначе говоря, космос — это «гармонизированный» хаос, а Гесиодова теогония — процесс внесения гармонии в мирозда­ние. Многозначительна эстетическая сущность такого перехода от хао­са к космосу, зафиксированная в слове «косметос» (κοσμητός): 1) при­веденный в порядок, 2) красиво устроенный. Упорядочивание высту­пает как внесение красоты, тождественной гармонии.

Глубокого смысла полны и мифы о Гармонии (у греков известны три цикла сказаний). Беотийский миф рассказывает о богине Гармо­нии — дочери Ареса и Афродиты. Зевс дал ей в мужья Кадма. Сва­дебное ожерелье Гармонии, переходя из рук в руки, всюду приноси­ло несчастья. Главная символика мифа заключена в объяснении природы гармонии как единства противоположностей. Объединение противоположностей является изначальным качеством Гармонии, мать которой — богиня красоты и любви, а отец — бог войны и раздора. В символике мифа можно увидеть ядро будущей диалекти­ки понятия гармонии.

Античный миф о гармонии родствен сказаниям других народов о браке земли и неба, в которых также подчеркивается, что все су­щее — мир — образовалось от соединения противоположных начал.

Донаучные, мифологические попытки осмысления гармонии все­ленной послужили почвой для создания ранних философских уче­ний о гармонии. Первой и самой значительной здесь явилась кон­цепция гармонии пифагорейской школы. Пифагорейцы выдвинули положение о том, что все мироздание основывается на гармонии. Гармония есть то, без чего мир распался бы. Она составляет внутрен­нюю природу вещей. Самому Пифагору приписывается то, что ми­роздание, вселенная названы термином «космос» с целью подчеркнуть высший «порядок» и высшую «красу» мира. Пифагореец Филолай (вторая половина V в. до н. э.) утверждал, что мир возник на основе гармонии: «Все произошло по необходимости и в согласии с гармонией». При этом гармония понималась как согласование и единство противоположностей. Пифагорейская наука о гармонии входила в состав философской концепции числа, сочетавшей в себе идеалистическую методологию со стихийно-материалистическими элементами и диалектическими представлениями. Философия числа послужила базой для учения о музыкальной гармонии и первой научной теории музыки. Трактовка всего космоса как гармонически устроенного и притом музыкально звучащего тела — своего рода вселенского музыкального инструмента — увенчалась учением о «музыке сфер», издаваемой небесными сферами в их бесконечном движении. Грандиозная картина пифагорейской гармонии мира, музыки макрокосма, демонстрировалась на примере музыкального микрокосма, где начальные священные четыре числа (1-2-3-4) об­наруживают прекрасную и вечную гармонию, поддерживая лад пес­ни, музыки отношениями консонансов (2:1, 3 : 2, 4 : 3) так же, как божественные числа и образуемая ими гармония поддерживают все мироздание.

Возникшая в таком виде философия гармонии содержала сти­хийно-материалистическую идею отражения в реальной действитель­ности гармонии вообще и в музыкальной гармонии в частности: музыкальная гармония рассматривалась как часть всеобщей, миро­вой гармонии, ее микрокосмическое проявление, проекция на отно­шения музыкального лада. А идея о том, что «гармония вообще возникает из противоположностей, ибо гармония есть соединение разнообразной смеси и согласие разнообразного» (пифагорейский фрагмент В 10), есть, несомненно, диалектическое положение о гар­монии как единстве противоположностей.

В общеэстетическом аспекте понятие «гармония» принадлежит к числу основополагающих, конкретизируясь в ряде близких ему понятий и выступая нередко как своего рода синоним художествен­ной красоты. Близкие эстетические понятия могут считаться атри­бутами единого результирующего их качества — гармонии. Это — мера, пропорциональность (соразмерность), симметрия. Являясь ко­ренными эстетическими категориями, они составляют необходимые условия для того, чтобы целое стало гармоничным, стало гармони­ей. Так, наличие меры указывает на возможность согласования элементов целого друг с другом, а также на избегание таких крайно­стей и противоположностей, которые в состоянии нарушить гармо­ничное слияние частей в органичную цельность. Пропорциональ­ность как соразмерность целого через определенное соотношение составных частей реализует гармоничность эстетически-целостной формы. Симметрия выполняет сходную «гармонизирующую» роль в конкретно-функциональной системе соответствий определенных частей друг другу. Таким образом, важнейшие эстетические катего­рии — это, по существу, частные реализации и поэтому частные синонимы общей категории гармонии. Когда произведение искусст­ва воплощает значительную идею, формально-художественные кате­гории передают подлинную красоту — необходимый атрибут пре­красного в искусстве. Гармония элементов — условие красоты худо­жественного целого.

Музыкальная гармония по сути своей есть проекция общего поня­тия гармонии на область звуковысотных отношений, которая заклю­чает наиболее специфичные для музыки (то есть отличающие ее от других видов искусств) художественные средства. Поэтому гармония в музыке имеет дело с качественными отношениями между звуками по высоте. Сущность же музыкальной гармонии — упорядочивание звуковысотных отношений, образование благозвучия. Можно сказать иначе: гармония — это техника (искусство) благозвучия. Подобное упорядочивание касается, естественно, не только отношений между звуковыми высотами в одновременности (гармоническая вертикаль), но также и в их последовании (гармоническая горизонталь).

Конкретным первичным объектом гармонии является, таким об­разом, размеренное звуковысотное отношение, то есть музыкальный интервал. Соответственно, в науке о гармонии при исследовании природных свойств интервалов, связанном с точной характеристи­кой их качественного своеобразия и их выразительности, использу­ются числа, числовые показатели интервалов (в числах колебаний — 1:2 — октава, 2:3 — квинта, 3:4 — кварта, 4:5 — натуральная большая терция, 5:6 — малая терция и т. д.).

Гармонически устроенное звучащее тело дает радужный спектр интервалов, числовая упорядоченность которых позволяет всем им сливаться в единый музыкальный звук, как бы содержащий в себе ядро всей музыкальной гармонии. Такой спектр называется нату­ральным звукорядом (чем подчеркивается природный характер му­зыкальной гармонии), или гармоническим рядом..

Гармонически-«согласное» звучание тонов образует важнейшую для музыки категорию, в каком-то смысле тождественную самой гармонии, — консонанс. Контраст звукосочетаний с различной степе­нью «слияния» тонов (прежде всего консонансов и — если слияние минимально — диссонансов) есть одно из проявлений диалектиче­ской сущности музыкальной гармонии. Другое проявление музыкаль­ной гармонии — проникнутость всех звуков пропорционированным отношением к единому центральному тону, что выражается специ­фически музыкальной категорией лада. Благодаря системности, со­отнесенности всех тонов друг с другом достигается важнейший эсте­тический эффект гармонии — единство в многообразии. Различное значение тонов лада в этом многообразии отношений воплощается в еще одной важнейшей категории — ладовых функциях.

Проекция основных категорий общего понятия гармонии на зву­ковысотную систему музыки порождает, таким образом, основные специфические явления музыкальной гармонии.

10 комментариев:

  1. отличный учебник! сам по нему учился когда-то.

    ОтветитьУдалить
  2. Всегда считалось, что эталоном максимальной гармонии является "золотое сечение". Это применительно ко всему.

    ОтветитьУдалить
  3. Я играю на барабанах, так что честно говоря именно музыкальное понятие гармонии не знаю!(( а жаль!!!

    ОтветитьУдалить
  4. Великие люди были древние греки.

    ОтветитьУдалить
  5. как говорится, ни убавить ни прибавить!

    ОтветитьУдалить
  6. Музыкальная гармония - это философские рассуждения.

    ОтветитьУдалить
  7. нам просто необходимо зафрендиться!

    ОтветитьУдалить
  8. Даже если хорошо умеешь играть, всё равно стоит прочитать для общего развития

    ОтветитьУдалить
  9. вообще очень интересная мысль

    ОтветитьУдалить